ШИШКИН
Иммерсивное прочтение

immersive, interactive project with neural network
Иммерсивная выставка с полным погружением в мультимедиа пространство, созданное по мотивам работ Ивана Шишкина: 14 подлинных офортов, анимационный ролик, созданный c помощью нейросети Stable Diffusion, динамичная лесная зона , фотоснимки процесса реставрации и возможность ощутить на себе запахи и звуки шишкинских пейзажей.
Проект был создан коллективом SELEKTOR совместно с Центром консервации Донской государственной публичной библиотеки.

Мы создали проект в котором присутствовал звук окружающей среды хвойного леса.

Ароматы - шесть подлинных офортов Ивана Ивановича Шишкина сопровождались колбами с нотами древесной смолы, земли, свежескошенной травы, гости знакомились с ними в ходе сеанса посещения. Для их создания мы использовали крымские натуральные ароматические масла, парфюмерные масла, французские отдушки Kema, Floressence.

На входе посетителей встречала интерактивная лесная зона - ночные светлячки разлетались от входящих зрителей в зал, она работала с помощью Kinect 2.0. Экспозицию решено было сделать монохромной, цвет практически отсутствовал.

Все это было реализовано для того, чтобы показать, какими яркими могут быть черно-белые офорты, когда мы воздействуем сразу на несколько органов чувств.



Фрагменты оцифрованных офортов из коллекции Донской Электронной Библиотеки, которые были представлены в экспозиции проекта.
Одним из ключевых объектов внимания представленных в выставочном пространстве, стал анимационный ролик созданный с помощью инструмента Deforum, который работает на основе нейросети Stable Diffusion. Для получения необходимого визуального решения, которое передавало бы стилистику оригинальных офортов, мы обучили модель Stable Diffusion новому эмбеддингу (текстовой инверсии) на основе цифровых копий офортов. Так же была проведена большая работа по созданию подходящих текстовых запросов (промтов) для нейросети, важно было, чтобы ИИ воспроизвел все задуманные кадры, но при этом и добавил свой узнаваемый почерк. Помимо текстовых запросов в ролике использовались приближения и отдаления кадров, а так же их повороты, такие приемы тоже было необходимо прописать вручную. В итоге мы получили ролик с тремя тысячами кадров и на каждый пятидесятый кадр мы придумали и прописали промт.
Проект разрабатывался как коммерческий, с платным входом, но несмотря на это выставку посетило более 500 человек. Такого охвата удалось добиться, в том числе, благодаря возможности оплаты сеансов "Пушкинской картой", тем самым основная часть наших посетителей составила молодежь (до 22 лет).